Скачок курсов евро-доллара привел к подорожанию целого ряда импортных товаров, в том числе и косметики. Отпугивающие ценники «брендовых» шампуней и кремов заставили многих покупателей посмотреть в сторону отечественных марок. Только в Московской области находится несколько десятков заводов по производству косметики.
Подробнее на сайте http://ramlife.ru/?menu=ru-main-news-viewdoc-5447
Из чего делают российскую косметику, кто создает рецептуры, и может ли отечественная бьюти-отрасль стать достойной заменой зарубежным брендам, выяснял корреспондент РИАМО.
Завод «Green Mama» в Егорьевске
Фото: сайт завода «Green Mama»
Компания «Green Mama» была создана в 1996 году. Активными элементами первой партии косметики были подорожник, шиповник и облепиха – российские растения, которые стали основой натуральной косметики, рассказывает руководитель отдела маркетинга компании Лариса Ершова.
По ее словам, рецепты абсолютно всех средств «Green Mama» разработаны в собственных лабораториях и не имеют аналогов. При этом среди поставщиков сырья и упаковки есть и отечественные, и зарубежные производители. Вся косметика торговой марки «Green Mama» разрабатывается и производится в России, на собственном заводе, который находится в Егорьевске.
«Конечно, рост валюты сказался на себестоимости, но длительные и честные отношения с поставщиками помогли нам пройти этот путь с наименьшими потерями», –отметила Ершова.
АО «РеалКосметикс» – молодое предприятие, которое было зарегистрировано в июле 2010 года, и уже в декабре выпустило первую партию продукции.
«На предприятии работает собственная лаборатория. Рецептуры разрабатывают наши технологи, талантливые молодые ребята», – рассказывает генеральный директор АО «РеалКосметикс» Юрий Сыралев.
Завод занимается контрактным производством и изготовляет продукцию для АО «РеалКапс» (продукты «Адов корень», «Суставник», «Веноза»), ООО «Фитосила» (продукты «Жабий камень», «Клирвин», «Микоспрей»), ООО «НПЛ-Стрелец» (кремы серии Ф99 Жирный/Полужирный), ОАО «Новосибхимфарм» (серия детской косметики «Кроха»).
В настоящее время компания запускает серию собственной продукции парафармацевтического направления. «Линейка средств марки «RCS» задумана как отечественный аналог парафармацевтической косметики марок «Vichy», «Uriage», «La Roche Posey», – рассказывает Сыралев.
В качестве основ косметических средств на используются современные высокотехнологичные типы эмульсий, применяемые ведущими мировыми производителями, рецептуры составляются на базе безопасных природных компонентов. Почти 90% сырья, используемого на производстве, импортное, так как отечественная промышленность не обеспечивает ассортимент и требуемую чистоту сырья.
«Естественно, сейчас цены в рублях резко выросли. Мы были вынуждены поднять цены на готовую продукцию, но при этом цены на услуги по производству сохранили на уровне 2015 года» – делится Юрий Сыралёв.
Небольшая компания ООО «Натуральные масла» была основана в Солнечногорске 15 лет назад. Руководитель – математик-программист по образованию.
«Началось с того, что у нас возникло желание делать полезные для людей продукты: стали экспериментировать по производству масла из кедрового ореха, отжимались орехи на маленьком ручном прессе», – рассказывает заместитель директора ООО «Натуральные масла» Марина Маликова.
Сегодня в ассортименте компании пищевые, косметические и эфирные масла, масляные экстракты. Сырье поставляется в Солнечногорск из Алтайского края, из южных регионов России, а также из-за рубежа. Все сырье заменить на отечественное пока не могут: некоторые растения просто не произрастают в России, либо ни одна компания не занимается их заготовкой.
«Курс валют, конечно, отразился на производстве: поднялись цены на сырье, этикетки, упаковку, стеклянную тару. Пришлось отказаться от покупки нового оборудования – оно импортного производства, а аналогов у отечественных производителей нет», – признается Маликова.
Завод «Natura Siberica» в Дмитрове
Фото: РИАМО, Анастасия Осипова
Завод известного российского производителя органической косметики «Natura Siberica» работает в Дмитрове с 2012 года. Рецептуры разрабатываются в московской лаборатории силами специалистов-технологов, а само производство косметических продуктов происходит в Подмосковье.
«Наше производство в Дмитрове сертифицировано европейскими эко-институтами: французским ECOCERT, немецким BDIH», – рассказывает директор по технологиям «Natura Siberica» Александр Стукалин. По его словам, получение сертификации, как и постоянное ее подтверждение, требует больших усилий.
«Есть жесткий регламент, как производство должно работать. Даже для хранения моющих средств и аксессуаров требуется отдельное помещение. Здесь и высокие требования к экологии: особенные требования к утилизации отходов, запрет на слив жидких отходов в канализацию и др. При этом мы регулярно принимаем инспекторов из Европы, которые следят за тем, чтобы все было в порядке. Три малейших нарушения, даже в документации, приведут к лишению лицензии и потере статуса добропорядочного производителя натуральной косметики навсегда», – поясняет Александр Стукалин.
Основу для косметических средств составляют компоненты из Италии и Германии. Но все экстракты для шампуней и кремов привозятся из Сибири, где они выращиваются и собираются местным населением в соответствии с законом 834/07 Европейского Союза.
«На нашей, самой большой в Европе, сертифицированной ферме в Хакасии из собранных растений производятся эфирные масла, экстракты и дистилляты, которые потом привозятся в Дмитров для производства конечного продукта», – рассказывает Стукалин.
«Зеленая дубрава» в Дмитрове
Фото: сайт завода «Зеленая дубрава»
ЗАО «Зеленая дубрава» в Дмитрове – фармацевтический завод, известный на рынке с 1999 года производитель таких лекарственных средств и мазей, как «Теймурова паста» или «Гепариновая мазь». В 2014 годау, в рамках сотрудничества с компанией «Мир детства», на заводе было налажено производство детской косметики, рассказывает бренд-менеджер категории «Детская косметика и гигиена» Эльвира Чернодарова.
Совместно с лабораторией инноваций «Зеленой дубравы» были разработаны новые продукты, а также проверены и адаптированы существующие рецептуры детской косметики к современным требованиям сертификационных органов и к предпочтениям потребителей.
«Нам уже есть чем гордиться. Например, крем под подгузник и кремовая присыпка, выпускаемые на «Зеленой дубраве» под нашей маркой, в феврале этого года получили первое место в номинации «Лучшие товары для малышей» VI Национальной премии «Золотой медвежонок», — говорит Чернодарова.
По ее словам, компоненты, используемые для производства продукции в категории «детство», на 95% – европейского производства. Это связано с высокими требованиями к продукции для детей.
Нестабильность курсов валют негативно отражается на конечной стоимости продукта. Пока «Мир детства» сдерживает цены на готовый продукт для конечного потребителя за счет внутренней рентабельности, но не за счет снижения качества, отмечает представительница компании.
Согласно исследованиям российского рынка косметики и парфюмерии, в 2014 и 2015 годах в сфере наметился устойчивый спад. В 2014 году российский рынок косметики сократился на 3,2%, а в 2015 упал еще на 3,3 – 3,4%, констатирует представитель исследовательского агентства MAGRAM MR Борис Хорев.
По его словам, лишь нижний ценовой сегмент показывает рост: 3,4% в 2014 году и 2,8% в 2015.
«Если раньше средний класс закупал, например, натуральную и эко-сертифицированную косметику, то сейчас спрос сместился в сторону доступной и демократичной по цене, без привязки к натуральности или к бренду. На рынке, как грибы после дождя, стали появляться российские косметические бренды, которые при ближайшем рассмотрении стали настоящей находкой», — говорит генеральный директор компании онлайн-дистрибьютора натуральной косметики CityNature.ru Михаил Пестерев.
По его словам, их качество ничуть не уступает всему тому, что поставлялось из Польши, Прибалтики, Израиля или Китая.
Советское наследие
Фото: РИАМО, Анастасия Осипова
Однако, что касается рецептуры, то оценки специалиста менее оптимистичны.
«К сожалению, после распада СССР в РФ нет серьезных лабораторий, каких-либо инновационных разработок на рынке космецевтики. Школа технологов также очень слаба, большая проблема найти профессионального технолога. Наши партнеры из ООО «Гринфарма Рус» (торговые марки «Evinal», «Green Pharma», «Hairgenesis», «Cosmedic laboratory», производящиеся в Раменском) используют разработки, история которых идет еще со времен СССР. Например, экстракт плаценты в линии «Evinal»», — рассказывает Пестерев.
По его словам, отечественные производители участвуют в международных выставках, узнают от зарубежных коллег инновационные разработки и на их базе создают свои рецепты. Например, эко-линия «Green Pharma» создана совместно с французскими технологами.
По мнению эксперта, о серьезных перспективах на российском рынке космецевтики можно будет говорить только с развитием тонкой химии в РФ. На сегодняшний день необходимые ингредиенты для производства косметики — ПАВы, отдушки, обезжириватели и т. д. — производители закупают у зарубежных производителей, а значит, очень зависят от курса доллара и евро.
«Но все-таки отечественная косметика на порядок дешевле импортной, по качеству ничем не уступает», — заключил собеседник агентства.
Нет записей, Ваша будет первой.