Гжельские узоры, нарисованные в подполье. Народный промысел, всегда считавшийся достоянием национальной культуры, задыхается под волной некачественных подделок. Сувениры производят в огромных количествах. Они — на рынках, в переходах, вдоль трасс, но качественных образцов там почти нет.
Подробнее на сайте http://ramlife.ru/?menu=ru-main-news-viewdoc-2760
От Москвы — 60 километров. Село Гжель можно узнать издалека. На подступах вдоль дороги — многочисленные магазинчики и лотки с сувенирами. Ассортимент иногда очень странный: женские ноги с крышкой, упитанная Мадонна с младенцем. Цвета традиционные, исполнение — оригинальное. Гжель здесь расписывают на четырёх заводах и почти в каждом гараже. Поэтому продукция разная и по цене, и по качеству.
"Строят во дворе, в доме — печка электрическая, а обжиг должен быть только газовый. Иначе глазурь не получается такая, как стекло", — поясняет продавец сувенирной продукции.
Производство сувениров из искусства превратилось в бизнес. Поэтому зачастую отливают посуду и статуэтки люди, которые раньше вообще не имели к промыслу никакого отношения. Марку держат только немногочисленные художники, но и они признают — из чего лепят всё то, что продаётся вдоль трасс, не известно.
"Самой глины в Гжели давно нет. Я не знаю, когда она закончилась, в какие годы. Она идёт, по-моему, откуда-то с Украины", — говорит мастер.
На старейшем в Гжеле заводе технологи осматривают каждую тарелку. Если есть даже мельчайшая трещина, изделие тут же отбраковывается. Строгий регламент, придуманный ещё в средние века, здесь соблюдают и сегодня.
Рождение абсолютно всех изделий начинается в этом цехе. Здесь происходит отливка. Жидкий фарфор в гипсовые формы. А потом, через полтора-два часа, из них достают, к примеру, вот таких симпатичных медведей.
Но главное — это, конечно, знаменитая роспись. Два-три касания кистью — и на тарелке появляется цветок. Это не конвейер. Каждый узор, пусть даже и скопированный с образца, всё равно сделан рукой автора. В отличие от дешёвых, наскоро слепленных подделок.
Мы показали гжельским мастерам несколько сине-белых игрушек, купленных в московских переходах и на лотках вдоль трасс. Художники сразу же обратили внимание на желтоватый фарфор. Это значит, он недостаточно пропёкся в печи. Роспись же вообще не выдерживает критики.
"Такая мультяшечная тема, конъюнктурная такая, нужно срочно выполнить сувенирную группу. Вот они и сделали по быстрому, довольно аляповато всё это выглядит", — рассказывает Сергей Симонов, главный художник ЗАО "Объединение Гжель".
Волна подделок уничтожает промысел. Заводы разоряются. Мастера уходят. Если так пойдет и дальше, лет через пять настоящую гжель можно будет увидеть только в музее.
Нет записей, Ваша будет первой.